Прошли десятилетия со дня начала Великой Отечественной войны. Родственники солдат, погибших во имя Победы, свято хранят память о героях.

Жительница райцентра, уроженка деревни Кукушки Капитолина Фёдоровна Костоломова рассказывает о своём отце Фёдоре Меркурьевиче Нохрине, погибшем в январе 1942 года. Вспоминает, что было солнечное утро. Труженики района праздновали окончание посевных работ. В сельпо д.Кукушки завезли свежий хлеб, выстроилась очередь… Завидев издалека приближающегося всадника, ребятня закричала: «Нарочный едет!». Взволнованная толпа хлынула в центр села. Сработало сарафанное радио: подоспели люди из близлежащих деревень Ионина и Одина (ныне Миролюбова). Второпях была сооружена трибуна, с которой прибывший сообщил страшное известие.

– Мне тогда было десять лет, я перешла в четвёртый класс. А сестра Люба стала первоклашкой, – рассказывает Капитолина Фёдоровна. – Когда родители пришли домой, папа посадил нас к себе на колени и заплакал, сказав: «Война началась. Придётся, наверное, мне с вами надолго расстаться».

Слова отца стали пророческими для девочек, теперь уже убелённых сединами пожилых женщин.

– Мама довезла его и ещё нескольких мужчин-односельчан на лошади до Исетского. Там их погрузили на машину и отправили в Ялуторовск. Было это 12 июля, – делится воспоминаниями Капитолина Фёдоровна.

Путь защитников Родины сначала лежал на Восток, где им предстояло обучаться сапёрному делу. Поезд, на котором ехали будущие солдаты, шёл несколько дней. За это время Фёдор успел написать домой несколько писем. Два из них сохранились в семье. Вернее то, что от них осталось. Жёлтые, потрёпанные временем листочки, бывшие когда-то треугольниками, бережно завёрнуты на несколько рядов в целлофановые пакетики. Слова, выведенные простым карандашом, уже еле просматриваются. Сёстры переписали их через копирку на чистые листы.

«Здравствуй, дорогая моя супруга Текуса Ивановна! Шлю я вам и своим дочкам Капе и Любе свой сердечный привет! Желаю всего хорошего в вашей жизни! Недавно погрузились на поезд, едем на Запад. Сегодня 23 сентября. Стоим в Омске», – пишет глава семейства. – «Куса, вы шибко не плачьте и не расстраивайтесь. А молитесь Богу и просите Богородицу. Может, она заступится… Когда получил от вас письмо, заплакал. Не смог дочитать. Попросил товарища, а сам сидел и слушал со слезами. Куса, не описывайте мне своё горе. Мне очень трудно переносить. Пока! До свидания! Остаюсь жив и здоров. Того и вам желаю! 132 полевая почта, 113 стрелковый полк».

А в одном из последних писем фронтовик написал: «Подъезжаем к Москве. Противник нас встречает и угощает!».

– Больше весточек не стало. Мы всей семьёй очень ждали папу, молились и верили, что вернётся. Но этого не произошло. Сколько слёз было пролито, – еле сдерживается Капитолина Фёдоровна. – Потом стали подавать в розыск. Из Мичуринска, где занимаются поиском фронтовиков, пришёл ответ: «Ваш отец Фёдор Меркурьевич Нохрин, красноармеец, сапёр 113 стрелкового полка, участник обороны Москвы, погиб, проявив мужество и героизм в январе 1942 года. Вечная ему память».

С тех пор 22 июня для сестёр Капитолины и Любови, как и для многих жителей нашей страны, является одним из самых трагических, днём памяти и скорби о близких и родных, кто ценой своей жизни спас нашу страну от фашистских захватчиков.