Ряд предложений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и достижение успехов в экономике, внес губернатор Тюменской области Владимир Якушев на пленарном заседании инвестиционного форума "Технологии. Территории. Кадры".

http://t-l.ru/204862.html

Прежде чем перейти к предложениям региона, Владимир Якушев дал краткий срез ситуации. Он отметил, что прежняя модель экономического роста, которая эксплуатировалась в предшествующий период, себя исчерпала: "Ее "кончина" случилась даже раньше известных событий - еще на стыке 2012-2013 годов, когда цена на нефть была высока, а экономический рост затормозился. К сожалению, не все успели оценить значимость этих событий. Апологеты так называемой либеральной модели до сих пор ждут, что "нас простят, и нефть вырастет в цене". Так вот, не простят, и не вырастет. А если даже и простят, и вырастет, то прямого значения для роста экономики в том выражении, что нам необходим, мы уже не получим".

Глава региона уверен, что нужны новые, качественные решения, меняющие не просто отдельные нормативно-правовые документы, но и сам экономический уклад. Решения, которые сформируют модель, приводящую в движение глубинные слои экономики. И здесь, по его мнению, необходимо помнить о том, что во многом рост предыдущего периода был связан с увеличением потребления, которое обеспечивалось в значительной части за счет импортных товаров, что не позволяло запустить полноценное развитие собственной промышленности и технологий.

"Трудности последнего периода эти проблемы только обострили. Отсюда возникла необходимость активного импортозамещения и наращивания собственного производства практически во всех отраслях. Думаю, вы со мной согласитесь, что импортозамещение не будет полноценным, если мы по-прежнему будем производить товары на импортном оборудовании и по импортным технологиям. Нам нужны новые производства, основанные на наших собственных технологиях", - уточнил он.

Владимир Якушев озвучил и несколько предложений, вытекающих из тюменского опыта, который позволил региону последние семь лет подряд иметь рост промышленности в диапазоне 110-115% за счет ввода новых обрабатывающих производств.

"Мы абсолютно уверены, что необходимо внедрение элементов государственного планирования экономики в отдельных наиболее важных для жизнедеятельности государства областях, - уточнил Владимир Якушев. - Речь идет о разработке планов развития инфраструктуры, индустриализации и технологий. Разумеется, такие планы должны быть увязаны с процессом бюджетного планирования и финансовыми планами крупных игроков".

Так, по его словам, план индустриализации должен включать в себя все проекты модернизации действующих и создания новых промышленных производств с расстановкой их по субъектам Российской Федерации. С определением конкретных мер поддержки, направленных на быстрейшее достижение результата со стороны органов федеральной, региональной, муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций и самого инвестора. "Это же позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и льготы, которые имеются в распоряжении всех уровней власти на таких проектах, а также выстроить под них инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций. Мы получим уникальную возможность планировать развитие тех производств, которые шаг за шагом позволят заместить импорт, параллельно наращивая несырьевой экспортный потенциал. Цель одна – ускоренное развитие собственной современной и гибкой индустриальной экономики и определение проблемных точек ее развития в формате онлайн, а при необходимости и принятие жестких мер реагирования", - подчеркнул он.

Такие меры позволят понимать, кому, сколько и когда нужно специалистов и какого они должны быть уровня подготовки, уверен губернатор. Это, в свою очередь, гарантия качественного исполнения государственного задания вузами и ссузами, получающими бюджетное финансирование на подготовку таких кадров. В долгосрочном плане технологического развития будет, уверен губернатор, во-первых, исчерпывающий перечень критично важных и перспективных для страны технологий, который должен быть подробно расписан между государственными заказчиками, ответственными за их разработку, с определением конкретных сроков, когда и какие технологии должны быть получены и внедрены. Разумеется, в разработке такого заказа должны участвовать только те бюджетополучатели и институты развития, материально-техническая база и научно-кадровая составляющая которых, позволяет выполнить госзаказ качественно и в срок.

"Для разработки технологий, по которым у нас нет готовых наработок, либо они утрачены и их восстановление с финансово-экономической точки зрения нецелесообразно, должны быть привлечены иностранные исполнители, которые имеют необходимые наработки и компетенции", - считает глава региона.

По мнению Владимира Якушева, необходимо и стимулировать приобретение контроля соответствующими российскими юридическими лицами над иностранными малыми предприятиями и отдельными институтами, имеющими пока недооцененные патенты и перспективные разработки, которые будут определять картину в своих сферах на несколько десятилетий вперед. Причем к решению этой задачи должен быть активно привлечен частный и корпоративный капитал. Для его стимулирования необходимы поправки Налогового кодекса, дающие возможность вычета части сумм, направленных на приобретение инновационной продукции и разработку новых технологий, из налога на прибыль. Также необходимо доработать 44 и 223 федеральные законы, окончательно установив приоритет такой продукции и определив порядок разработки и актуализации ее единого реестра.

"Во избежание спекуляций сразу отвечу тем, кто скажет, что плановость и прочие предложения являются ущемлением частной и рыночной экономики. Я не про Госплан и иные меры жесткого регулирования. Мы прошли этот этап в ХХ веке и возврат в то время невозможен хотя бы потому, что мы уже стали совсем другими. Но чем тщательнее мы будем планировать, а самое важное предопределять развитие и темпы роста экономики, создавая технологический и производственный задел себе и нашим потомкам, тем больший эффект получим", - подчеркнул Владимир Якушев.

Рассуждая о наиболее эффективной связи образования и экономики, устранении перекосов в коммуникациях этих двух систем, губернатор рассказал, что в регионе апробировали несколько вариантов подготовки специалистов в учреждениях профобразования. Так, в Ялуторовском агроколледже с привлечением немецкой аграрной академии "Дойла" из Нижней Саксонии, запустили центр подготовки современных кадров по системе дуального образования. А в тюменском лесотехникуме создали принципиально новую модель, дающую плотную связку реального сектора экономики и системы подготовки кадров. В рамках этой модели руководители предприятий, для которых техникум готовит специалистов, имеют право на корректировку образовательного плана под свои реальные нужды. А также право аттестации преподавателей, которые, в свою очередь, обязаны регулярно проходить трехмесячную стажировку на самых современных предприятиях отрасли. А ведущие специалисты этих предприятий временно по отдельным дисциплинам приходят преподавать в техникум. При этом им сохраняется оплата труда на постоянном месте работы.

"Когда нам говорят про инвестиционную привлекательность стран и регионов, мы понимаем, что в основе такой привлекательности и в целом успехов в экономике лежит реальная ситуация в муниципалитетах, поскольку именно они составляют любой регион, а в конечном итоге и государство. Тюменская область - это совокупность 26 конкретных муниципальных районов и городских округов. Учитывая это, всю работа по их развитию, если брать укрупненно, состояла из семи этапов, ее назвали "7 шагов".

Среди них - создание системы коммуникаций, когда любой инвестор взаимодействует с подразделениями федеральных органов власти, региональным правительством, муниципальными администрациями, ресурсоснабжающими организациями и институтами развития.

"Также мы выдали всем муниципалитетам показатели роста экономики, к которым им необходимо стремиться, взяв за основу показатели, которые доведены главам субъектов указом президента, - добавил он. – Еще одним шагом стало введение системы рейтингования и мониторинга муниципалитетов. По итогам года свод показателей статистики, данные реестра инвестиционных проектов, где указано, сколько каких проектов приходится на каждую конкретную территорию и мнение экспертов, представляющих бизнес, которые ложатся в основу рейтинга муниципалитетов".

Есть в регионе и система стимулов и антистимулов по итогам такого рейтинга. На премию могут рассчитывать только те, кто вошел в первую десятку рейтинга. Точно также распределяется и бюджет развития. "А по джентльменской договоренности между нами глава муниципалитета, занявший последнее место в рейтинге, покидает свое место работы, - уточнил губернатор. - Главы муниципалитетов получили и набор лучших практик других регионов и муниципалитетов для прямого использования в виде готового к внедрению муниципального стандарта. Этот стандарт включает в себя 13 пунктов. Ежеквартально главы, а с этого года их заместители, курирующие экономику, проходят регулярную учебу".

В Тюменской области, как отметил Владимир Якушев, существует и комплексная система поддержки проектов. Так, любой инвестор получает право на пользование всем пакетом услуг государственной и муниципальной поддержки. Этот пакет включает предоставление (без торгов) земельного участка, получение налоговых льгот, отраслевых субсидий и инвестиционных займов под 7% годовых. Только такой подход может обеспечить дальнейший рост промышленности и экономики в сложнейших современных условиях.

Уже давно в регионе есть и отраслевые стратегии с планами, предусматривающими реализацию конкретных инвестиционных проектов, привязанных к муниципальным площадкам. На них сориентирована вся система государственной поддержки, сформированы отдельные планы развития для каждого муниципалитета, куда внесены ключевые проекты для развития экономики каждой территории. Закреплены ответственные со стороны муниципалитетов и областного правительства в формате проектной команды. 

"Мы знаем, куда мы движемся, понимаем, кто отвечает за каждый процесс и проект, и насколько этот человек подготовлен. Видим, чем конкретно мы можем помочь каждому проекту и, стало быть, уверены в том, что снова получим рост", - подчеркнул губернатор.

Заканчивая свой доклад, Владимир Якушев сфокусировал внимание присутствующих на формуле успеха, которая, отвечает веяниям времени. "Планировать развитие, закладывая рост по всем основным направлениям и показателям. Концентрировать ресурсы, определяя ответственных. Задействовать ресурсы каждой, даже самой маленькой территории, через ее рост, получая совокупный рост региона и страны в целом. Запустить все источники нового технологического роста, способного изменить облик нашей экономики в среднесрочной перспективе. Массово и целенаправленно готовить под это кадры", - заключил он.

В пленарном заседании Тюменского инвестиционного форума приняли участие председатель Госдумы РФ  Сергей Нарышкин, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, директор Фонда развития промышленности при министерстве промышленности и торговли РФ Алексей Комиссаров, президент Центра промышленного дизайна и инноваций "АстраРосса Дизайн", директор центра дизайна и инноваций КИНЕТИКА на базе МИСиС Владимир Пирожков, председатель совета директоров АО "Фармасинтез" Викрам Пуния, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, сопредседателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Александр Калинин, генеральный директор АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Андрей Никитин, президент компании "Шлюмберже" по России и Центральной Азии Гекхан Сайг , президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин.