XVII век ознаменовался большими событиями не только для всей России, но и нашей малой родины – Приисетья. В начале того столетия под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского была освобождена Москва от польских интервентов, где был продемонстрирован образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

А в конце этого же века наш район становится одним из четырех центров раскольничества на Урале и Сибири. И если говорить о единении народов, то именно сейчас хотелось бы развеять миф о том, что староверы – другая нация. Помогла нам в этом разобраться Павлина Алимпиевна Чащилова, потомок приверженцев беспоповской старой веры деревни Кирсаново.

Строки истории

Церковный раскол в 17 веке пришелся на период правления царя Алексея Романова и навсегда изменил жизнь Русской православной церкви. В произошедшем конфликте между главным религиозным институтом страны и власть имущими ключевую роль сыграл патриарх Никон. Проблема церковных реформ, которые он затеял в те далекие времена и сегодня остается одной из тем, сохраняющей свою актуальность и вызывающей бурные споры.Его идею по внесению правок в богослужебные книги церкви согласно современным на тот момент греческим изданиям, а также замена двоеперстия троеперстием и троекратное произнесение возгласа «Аллилуйя» во время служб, поддержал и сам глава государства – Алексей Михайлович.

Внароде эти реформы восприняли негативно - понимали, что тем самым разрушатся вековые основы единственно верной и храненной веками православной вере на Руси. Также протест со стороны верующих вызвало и внедрение новых церковных книг.

Вот это все и привело к расколу внутри церкви, после чего появилось старообрядчество, впоследствии разделившегося на множество ответвлений, начиная с беспоповцев и заканчивая единоверцами.Некоторые раскольники, разочаровавшиеся в официальной церкви, вернулись к язычеству – стали вновьпоклоняться тополю и березе, а кто-то, просверлив дыру в специально отведенном углу избы молились на солнце и месяц.

После церковных соборов 1666 – 1667годовстарообрядчество было предано анафеме и началось преследование верующих. Своеобразным протестом на это были многочисленные случаи группового самосожжения старообрядцев, а от их лидеров власти расправлялись такими же методами. Староверы уходили на север, в Сибирь, но и здесь несмогли скрыться от всевидящего государева ока. В наказание за непокорность и непоколебимую веру им предписали платить в казну дань в двойном размере. Отсюда и пошло название «двоедане»– было это уже при Петре I.

Кирсановская община

Преследуемые официальной церковью и властями,хранители древнего благочестия издревле селились в Кирсаново.Готовые терпеть «гониму» и лишения во имя своей веры, они образовали здесь свою общину. Не позволяя мириться с исправленными текстами «божественных книг» и ревностно храня старинные фолианты – тяжелыерукописные издания с внушительными застежками.

Двоеданские деревни Ершина, Решетникова и знаменитая за пределами области Кирсанова лежат по одну сторону большака. Бежавшие специально выбирали такие места для поселений куда фактически попасть было невозможно – страшное бездорожье ждало путников в любой период времени. Туда и селились староверы, куда чужие остерегались заглядывать.

Кирсаново к тому же оказалось в тройном пограничье – в самом клине между Курганской, Свердловской и Тюменской областями. Но настолько она была известной в те времена, что в 1723 году здесь даже проходил Великий Собор урало-сибирских крестьян-старообрядцев, решавший, как им дальше жить и действовать.

- Наши староверы относятся к беспоповскому «часовенному согласию», - говорит Павлина Чащилова, коренная жительница этой деревеньки. – Они сами выбирали духовного руководителя-уставщика: грамотного, уважаемого человека из своей среды, способный вести службу. Таким авторитетом изначально обладал старик Мирон Иванович Галанин. Часовенка на деревенском погосте и крест – досих пор напоминают об этом человеке. Сюда и сейчас приходят староверы помолиться в праздники.

Образ Мирона Галанина в гравюре Е. Кобелева «Стара Исеть»



Почти три столетия кирсановские староверы обходятся без священников, приходя в этот мир и покидая его с помощью таких «подкованных» стариков как Мирон. Местные умельцы льют им нательные кресты из свинца, а за «святой водой» на Крещение ходят наИрюм – кзнаменитому святому колодцу в Шатровском районе.

Быт

Основные принадлежностистарообрядческого быта двоедан–лестовка, подручник, капонники. Под черным платком – собственноручнопошитая сорока – традиционныйженский головной убор. Лестовка напоминает мусульманские четки. Делают ее из маленьких пистончиков-бобочков, в каждый из которых вставлена натуго скрученная бумажка с воскресной молитвой – вовремя которой держат ее в левой руке, а правой перебирают бобочки.

Старообрядческие четки-лестовки.



- Про старообрядцев говорят: кто хочет знать характерные национальные черты великороссов, тот должен изучать их именно у них. А главные их черты – крепкаяобщина и религиозная спаянность, взаимопомощь, уверенность в себе и в товарищах, трезвый и здоровый образ жизни, приверженность и любовь земле-матушке, неистощимое трудолюбие, наблюдательность и смекалка, выносливость в борьбе с суровой природой, стойкость перед невзгодами, деловой практицизм и расчет. Немудрено, что эти дюжие люди стали истинными пионерами освоения новых девственных мест на просторах России. Поля у них отличались ухоженностью, села – довольством, зажиточностью, жилища, усадьбы и одежда – чистотой. Среди них не было обманов и воровства, они никогда не нарушали честное слово, неукоснительно почитали старших. Молодежи до двадцати лет возбранялось пить водку, курить и в пример всегда ставилась крепость нравов предыдущих поколений – рассказывает Павлина Алимпиевна.

Спрашиваю свою собеседницу, о том,что среди местного населения, да и за пределами региона все-таки бытует мнение, что старообрядцы – народнегостеприимный идаже если незнакомец напьется из посуды домочадцев, то стакан будет уничтожен. Так ли это?

- Да, в былые времена так бы и было, - с улыбкой говорит Павлина Чащилова. – Но многие, особенно уехавшие из Красново молодые думаю теперь практически не соблюдают этих традиций. Наши предки, например, никогда не оставляли не прикрытой газеткой или полотенцем посуду – чтобы бес не испоганил. Идя в баню всегда снимали нательный крест, а при выходе – ещераз обливались всегда водой из «чистого» ведра.Ведравсегда подразделялись на «чистые» и «поганые». Из «чистого» нельзя было брать воду ни руками, ни ковшом, ни стаканом, ну а уж если-таки напился, то остатки сливать в «чистое» ведро – нельзя ни в коем случае. Иногда случалось, что какой-нибудь чудак забредал к сельскому колодцу напиться – такпосле него вычерпывали до сорока ведер воды, прежде чем уставщик разрешал своим односельчанам пить из него. Может благодаря такому неукоснительному выполнению общинных предписаний в годы страшных эпидемий старообрядческим деревням и удавалось спастись от верной смерти.

По словам моей героини, народ после стольких веков самоотчуждения или как мы сейчас привыкли говорить во время пандемии - «самоизоляции», не ожесточился. Да, они отгородились от остального мира, но может поэтому и по сей день верят в добро, чистые человеческие отношения, хорошую и светлую жизнь.

Одежда

Сохранили они исвои народные традиции, и обряды – в их числе книгописание и иконопись. Сберегли истиннорусский уклад жизни, особенности быта и одежды.

- Старообрядчество прежде всего проявлялось во внешнем виде, не допуская нарядных фасонов и ярких цветов, - говорит Павлина Алимпиевна. Трактат о древнем обряде запрещал юношам ношение красных рубах, а девушкам – такого же тона сапог и платков. Божьим гневом считалось и ношение иноземной одежды. Использовав такое отношение раскольников к вещам – ПётрВеликий тогда издал указ, по которому староверам предписывалось: мужчинам носить крашенную однорядку с лежачим ожерельем, зипун со стоячим клееным козырем, а женщинам – опашки и шапки с рогами. Но предки всегда ходили в удобноми красивом одеянии. Детям обычно одевали всё просторное, мешковатое – навырост. Возраст указывал пояс: парни подпоясывались по нижней одежде, мужчины – поверхней, для оберега. Ленты, цветы и перья на шапки одевали парни по праздникам, что символизировало готовность к браку. Девушки же на выданье носилиспециальную ленту – широкуюшелковую повязку на жёстком каркасе с бисером и золотом, а косу украшали треугольным бисерным косником. Женщины же украшали голову кокошником. Одежда стариков приближалась к детской – на ней не было украшений, необязательными становились и штаны, которые заменялись подштанниками. Исчезал пояс – старику оберег уже был не нужен.

В будничной и праздничной одежде у женщин бытовал сарафанный комплекс. Их шили из однотонного материала, отдавая предпочтение темно-малиновому, зеленому, голубому, серому, синему и черному цветам. Для окраски холста или ниток применялась кора деревьев, особенно лиственницы, березы, тальника и черемухи. В комплект одежды с сарафаном входила рубаха, местное название у нее было – «рукава» - полукофточка с длинными рукавами. Шили их из домотканого льняного или конопляного холста и покупных тканей. Верхняя часть была из легкой ткани, нижняя – погрубее и могла отличаться цветом.

Элементом праздничного и будничного костюма у женщин был передник-запон. Его шили из прямоугольного полотнища, собранного по поясу в ленту. Одевали поверх сарафана. Он мог быть однотонный с вышивкой из хлопчатобумажных ниток, например, на черном фоне вышивали красно-оранжевые цветы, либо пестрый, внизу обшивался тесьмой. Чаще это был растительный орнамент – цветы, что символизировало красоту, духовное совершенство, божественное благословение, радость рая. Вышиванием занимались в основном девушки. На запонах завязка с одной стороны была длинная, с другой – короткая, поэтому он завязывался сбоку на талии.

Сарафаны обязательно подпоясывались поясами с вытканными узорами, а чаще всего со словами молитв. Старообрядцы верили, что пояс – как крест поможет уберечься от нападения бесов нечистой силы.

Обязательным дополнением к традиционной женской одежде был головной убор. Дамам и девушкам нельзя было ходить с непокрытой головой. На праздники надевали редину – плетенную на коклюшках косынку из шелковых или бумажных черных или белых ниток. Повсеместное распространение имели шали и платки.

Основу мужского костюма составляла рубаха туникообразного покроя из белого или цветного однотонного холста, со стоячим воротником. Рубахи и штаны чаще шились из льняной ткани. Для изготовления праздничной одежды использовался крашенный холст. Мужские штаны выполнялись из черного домотканого или синего холста.

Также как и в женском костюме был необходим пояс. Многие были с вытканными текстами молитв.

Мужским головным убором наряду с круглыми шапками мерлушковыми из домашнего сукна шили головной убор с четырехугольным верхом, крытый сукном с четырьмя клапанами из шубных лоскутов до ушей, лица и затылка. Этот вид головного убора – малахай – был заимствован вероятнее всего у башкиров.

Принимать новорожденного у староверов было принято в рубаху отца. Младенцев заворачивали в пеленки, сшитые из старой одежды и перевязывали тканым поясом или матерчатой лентой – свивальником, пеленальником. Первую рубашку или поясок надевали ребенку после крещения. Мальчикам шили штаны, когда они начинали ходить. Девочки с 6-8 лет начинали носить сарафанчики и уже могли одевать передник, хотя он был необязателен, в отличие от пояска. Девочки могли ходить с непокрытой головой.

Одежда для молений была особой. Мужской костюм включал кафтан однотонного коричневого или темно-серого цветов. Женский комплект состоял из косоклинногосарафана или сарафана-горбача, «рукавов» и поверх всего повязывался пояс. Платок не завязывался узлом, а закалывался на булавку под подбородком. В молельной одежде должно было быть три слоя ткани – рубаха, сарафан и платок.

В отличие от православного населения староверы для погребения готовили особый комплект одежды. У стариков он всегда уже был готов. «Смертное» скроено и сшито было на руках, из белого домотканого холста. Ткань выбирали льняную или ситцевую. Костюм староверки состоял из платья-рубахи, савана (халата без рукавов, прорезей, с капюшоном, сшитый из двух длинных белых полотнищ), сорочки, платка и шамшура, подстилки,лестовки с 40 узелками, покрывала, чулок, обертки (длинной веревочки для обвязывания). Волосы женщинам заплетали по чину – бывшим в законном браке – в две косы, уложенные вокруг головы, девицам – в одну косу. Мужской погребальный костюм состоял из подстилки, савана, рубахи, штанов, чулок, опояски, лестовки, покрова и обертки.

Одежды должны быть чисты, в знак начала новой жизни, светлой и блаженной, чуждой всякой скверны и злости.

Молельные дома

Службы устароверов походили в специальном помещении, которое так и называлось – молельня.

- Это в основном были большиевытянутые дома с двумя комнатами. Такой дом с двенадцатью большими окнами был и у нас, - вспоминаетПавлина Чащилова.– Маму даже в 90-летнем возрасте местные считали «старшей» в общине. Сам дом начинался с высокого крыльца и вход в него располагался посередине в коридор, а по бокам были большие комнаты. С одной сторонынаходилась изба или кухня, где обычно в углу на деревянной подставке, прибитой к стене находились иконы, а с другой – горница.

В избе обычно два ряда висели иконы, перед которыми всегда горели лампады и свечи. Под иконами стоял длинныйстол до половины часовни, на котором находились книги и другие принадлежности для молельни.Посередине комнаты стоял аналой, покрытый бархатным покрывалом с изображением восьмиконечного креста. Около него – ещёдва, на которых лежали книги, необходимые при богослужении. Молельная разделялась на две части ситцевой занавеской: по правую сторону службу слушали мужчины, одетые в застёгнутые кафтаны, без опоясок, по левую – женщиныв сарафанах с поясом через который свешивается платок,приколотый к сарафану на груди, а головы повязаны платком. В руках молящихся всегда были лестовки, заменяющие чётки и подручники, которые кладут на пол, чтобы во время поклонов полагать на них головы. Наставник находится перед длинным столом, рядом с ним - чтец, а за ним несколько мальчиков – певчих. Служба проходит в большой строгости – вовремя чтения не дозволялось шептаться, поклоны и кресты клали одновременно. Старообрядцы крестились двумя перстами. Иконы держали в киотах за стеклом, чтоб от поклонения им, они не лишились святости. Во время молитвы просили друг у друга прощения, падая в ноги. Свято соблюдали посты.

Еще традиции и обычаи

В глазах старообрядцев православные были «щепотниками» и «табашниками». Поэтому они стремились к полному обособлению отних и такие пороки, как пьянство и табакокурение были развиты в общинах двоедан значительно в меньшей степени.

Ещё одна черта, отличавшая раскольников от православных,- грамотность. Существовали частные школы при домах раскольников. Учительницами являлись старые келейницы. Обучение проходило по старым азбукам и псалтырю.

Все эти древние обычаи и традиции староверы стараются и по сей день сохранить для потомков – хотя и деревни стареют и люди в ней живущие, к сожалению, не молодеют. Чемдальше от нас уходит время, тем меньше мы, современные жители Приисетья знаем об истории своих предков, родных деревень и сел. А мы постараемся об этом не забывать, а хранить и преумножать память о храбрых носителях старой веры земли Исетской.