28 апреля 2022 года на экраны российских кинотеатров выйдет новый фильм режиссера и продюсера Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», рассказывающий историю подвига советских летчиков-бомбардировщиков.

«Мы рассказываем историю первого вылета на Берлин. На самом деле, их, естественно, было гораздо больше. Не все боевые вылеты наших летчиков, осуществленные с острова Сааремаа, были успешны, но фильм – о разработке, подготовке и осуществлении именного первого ответного авиаудара по нацистскому Рейху, когда всем, кто в нем участвовал, было суждено вернуться живыми», – объясняет режиссер и продюсер картины, Константин Буслов.

Подвиг летчиков, обрушивших миф о непобедимости фашистской армии, за время войны оброс легендами, а позже затерялся в череде следующих героических поступков советских солдат. Создатели проекта с особенным интересом занимались изучением исторических документов, которые бы смогли восстановить ход событий тех лет и воскресить память о героях начала войны.

«Вокруг этой истории существует множество мифов. Используя в работе различные источники информации, от автобиографий участников событий до исторических документов, мы воссоздавали картину того времени, опираясь, в том числе и на внутренние ощущения правды или вымысла», – рассказывает один из сценаристов фильма, Алексей Бородачёв.

За соблюдением исторической точности на проекте следили сразу несколько специально приглашенных экспертов. Во время подготовки сценария создатели проекта консультировались со специалистами из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ. Кроме того, режиссер, сценаристы проекта, а впоследствии и актеры фильма, неоднократно посещали музей авиации, в котором детально осматривали ДБ-3 и другие самолеты военных лет.

На протяжении всего съемочного периода на площадке каждый день присутствовал военно-исторический консультант, действующий летчик, Олег Улиссов, ответственный за соблюдение исторической точности, реалистичности поведения летчиков, как во время ведения воздушного боя, так и на аэродроме. Он даже сыграл в небольшом эпизоде в фильме.

Август, 1941 год

Сюжет основан на реальных событиях, имевших место летом 1941 года, когда лично И.В. Сталиным было принято решение о необходимости ответной бомбардировки Берлина советской авиацией.

В июле 1941 года после серии бомбардировок Москвы немецкими самолетами Нарком ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов и генерал-лейтенант Семен Федорович Жаворонков разработали план по нанесению авиаударов по Берлину силами ВВС Балтийского флота, а конкретнее 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады под личным командованием полковника Евгения Преображенского. Вылет самолетов было предложено произвести с аэродрома «Кагул» на острове Сааремаа, Эстонская ССР – самой западной, на тот момент, точки суши, контролируемой советскими войсками.

«Экипаж»

Реализовать столь ответственный и сложный проект удалось во многом благодаря прекрасной актерской команде, собранной режиссером и продюсером картины Константином Бусловым. Кастинг длился порядка восьми месяцев, поскольку даже на эпизодические роли актеры отбирались из трех-четырех-пяти, а иногда и десяти кандидатов.

«Я не считаю, что усложняю процесс подбора актеров, потому что если ты делаешь кино, то у режиссера должна быть ответственность. Мы делаем художественное произведение, за которое я отвечаю и как режиссер, и как продюсер, поэтому с художественной точки зрения мне важно, чтобы все было органично, нужны лица, эпоха, типажи – рассказывает Константин Буслов. – У меня нет задачи напичкать известными и популярными артистами-селебами всю картину, тем более такую, историческую. Будет ли это на экране звезда, известный актер или открытие-дебютант – мне все равно, на самом деле. И дело не в актерских гонорарах и не в том, что на звезд якобы идет зритель. Цель в другом– я лично, сам должен верить в то, что я делаю, как режиссер, и должен верить этому актеру, который воплощает в себе образ того или иного персонажа. Для меня это очень важно, и я всегда стараюсь добиться аутентичности, правды,х арактера, так как я его вижу, вместе с актером, естественно. Поэтому искать я могу долго, пока не найду. На всех своих картинах я придерживался именно такого принципа».

Роль военачальника исполнил известный актер Сергей Пускепалис, для которого работа над фильмом «1941. Крылья над Берлином» стала первым совместным проектом с режиссером и продюсером картины Константином Бусловым. «Мой герой – воин, и сцена в который фашисты бомбят Москву все для него и за него решила. Тем более, что Жаворонков – действительно герой. Во время подготовки к съемкам я много читал про него, про его жизнь вовремя и после войны», – рассказывает сам Сергей Пускепалис.

Не менее важным персонажем в этой истории, как в реальности, так и в фильме, был командир ударной группы, полковник Евгений Преображенский. Ответственность, честность и преданность делу и авиации – это те качества, которыми всегда характеризовали Евгения Николаевича Преображенского.

Помимо реальных исторических личностей в фильме также есть много совершенно разных героев, прописанных сценаристами. «Жизнь на экране делают яркие персонажи, их характеры, действия и поступки. Что-то из этого при создании сценария мы берем из исторической основы героя, что-то, в разумных пределах, рождается собирательно. Важно, чтобы созданные, так называемые вымышленные, персонажи не противоречили духу времени рассказанного события, не переворачивали вверх дном историю. Не выглядели неестественным порождением плода безграничных фантазий сценариста в угоду остроты сюжета, как это часто бывает в современном отечественном кино», – с улыбкой объясняет режиссер и продюсер фильма Константин Буслов.

Одним из таких персонажей является герой Сергея Гилёва капитан Выдрин. Роль молчаливого, «закрытого» и строгого командира экипажа бомбардировщика стала вызовом для актера.

Совершенно другого по своему характеру и поведению летчика, еще одного командира экипажа бомбардировщика играет в фильме Александр Метёлкин. Острый на язык похититель девичьих сердец – именно таким в начале картины предстает для зрителей лейтенант Черемис. Но остров Сааремаа дарит бравирующему летчику настоящую любовь и совсем новую мотивацию для выполнения сложнейшего вылета на Берлин – снова увидеть любимую.

В роли «той самой» девушки, эстонской учительницы и переводчицы Эммы, дебютировала на экране Леонела Мантурова. Для подготовки к своему первому проекту девушка в течение практически трех лет занималась с педагогами актерского мастерства, а специально для подготовки к съемкам «1941. Крылья над Берлином» более полугода изучала с преподавателем эстонский язык. Педагог-консультант также присутствовал на съемочной площадке, чтобы следить за произношением актрисы.

Для целостности фильма, для «попадания» в эпоху режиссеру требовались правильные исполнители. «Я искал лица, которые бы передали атмосферу того времени, начала войны. Лица, которые не ассоциировались бы у нашего зрителя с каким-то гламуром. Отсюда столько дебютов – это все лица не столь известные, не примелькавшиеся в большом кино, – признается режиссер и продюсер проекта, Константин Буслов. – Важно было найти органику, чтобы все сложилось, и многие артисты себя отлично показали! Очень слышащие артисты – я люблю, когда актеры предлагают свое, но важно, чтобы актер слышал режиссера, а это случается не всегда. Конечно, на съемках все было не идеально гладко и легко, но я очень доволен кастингом. Я думаю, что актерский ансамбль у нас все-таки сложился.»

«Подготовка» секретного вылета

«1941. Крылья над Берлином» – сложный и масштабный проект. Военно-исторический экшен, задуманный создателями еще во время работы над фильмом «Калашников», удалось реализовать за два года, несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии.

Для создания картины команде фильма потребовалось совершить несколько экспедиций в разные уголки России. Основная часть натурных съемок – эпизоды на аэродроме «Кагул» на острове Сааремаа – проходила в Калужской области на территории комплекса «Военфильм».

Для съемок эпизодов в декорации аэродрома было изготовлено несколько полноразмерных моделей дальнего бомбардировщика ДБ-3 – «главного героя» картины. ДБ-3, разработанный в середине 1930-х годов великим советским авиаконструктором С.В. Ильюшиным, в годы Великой Отечественной войны стал основным и самым массовым дальним бомбардировщиком. Самолеты этой модели и стали первопроходцами вылетов советской авиации на Берлин.

Помимо них специально для фильма были построены модель истребителя И-16, миниатюрного «Ишачка», которым в фильме управляет советский летчик-испытатель В.К. Коккинаки, а также модель военного «транспортника» Ли-2, в фильме – самолет маршала авиации С.Ф. Жаворонкова.

Еще одной географической точкой создания фильма, найденной художниками проекта во время поисков аутентичных интерьеров для эстонских домов в деревне на острове Сааремаа, стал Музей-усадьба народа Сето в деревне Сигово Псковской области. Сето (иногда называемые сету, сетукезы или псковская чудь) – редкая народность, родственная эстонцам. Стены музея послужили декорацией для дома эстонки-учительницы и переводчицы, роль которой исполнила Леонела Мантурова.

Во время производства картины съемочная группа также посетила Санкт-Петербург, а точнее города Ломоносов и Кронштадт. Одна из старинных усадеб города Ломоносов не только стала декорацией для школы военных курсантов, но и подарила команде фильма нового актера – черно-белого котёнка, сыгравшего заметную роль в одном из эпизодов фильма.

В Кронштадте, а точнее в легендарном форте «Риф», были сняты отдельные сцены.

Заключительные натурные съемки были и самыми долгожданными – после многочисленных переносов съемочная группа получила разрешение снять некоторые сцены фильма на Красной площади. В последний и единственный съемочный день создатели картины успели отснять весь необходимый материал, в том числе проезд командующего авиацией ВМФ Семена Жаворонкова на ЗИС-110, военные московские переулки, а также восстановленный по оригинальным фотографиям вид Кремля, замаскированный под обычные столичные кварталы, что на протяжении всей Великой Отечественной войны дезориентировало пилотов люфтваффе и не позволило опознать с воздуха главную площадь страны, что сохранило ее от разрушений.

Во время съемок группе фильма посчастливилось посетить и другие интересные места. Так, часть эпизодов отсняли в одном из древнейших русских городов, Изборске. Но экспедиции по России заняли лишь чуть более половины съемочных дней. И хотя в Москве создатели фильма запланировали несколько локаций, съемки в павильонах Мосфильма стали новым вызовом как техническим, так и творческим.

«Работу выполнил!»

История подвига советских летчиков-бомбардировщиков при ближайшем рассмотрении поражает своей значимостью и в то же время удивляет тем, что эта, на первый взгляд, невозможная к выполнению миссия была «забыта» в официальной праздничной хронике войны. Подобное впечатление сложилось и у создателей фильма. Константин Буслов, рассказывая о том, почему он решил взяться за сценарий об ударной группе под командованием полковника Преображенского, вспоминает: «Прежде всего, именно тот факт, что в истории ВОВ этот беспрецедентный случай, успешное выполнение такой трудной боевой задачи, получил малую известность и скудное освещение, показался мне достойным более глубокого и пристального внимания, в том числе и с кинематографической точки зрения. Мне представлялось, что современному зрителю будет интересно больше узнать об этом подвиге наших парней в самый тяжелый период наступления фашистов».

Воплотить на экране события тех лет – это серьезная задача, за которую с интересом взялись актеры фильма. «Эту бомбардировку, историю этих летчиков я знал с детства. Помню свои детские впечатления, что мы и мальчишками обсуждали эти бомбежки. Но подробно разобраться, узнать истории летчиков удалось благодаря подготовке к съемкам фильма. И, конечно, когда есть реальный, как в моем случае, человек, герой, которого ты собираешься воплотить – это очень большая степень ответственности,» – делится исполнитель роли Евгения Преображенского, Максим Битюков.

Интересные факты о создании фильма

• При подготовке к съемкам проекта по просьбе продюсера и режиссера Константина Буслова состоялась встреча с генерал-полковником авиации, Героем СССР Василием Васильевичем Решетниковым, на которой было записано подробное шестичасовое интервью про детали и тонкости первых боевых вылетов на Берлин в августе 1941. Несмотря на то что Решетникову В.В. более 102 лет, он до сих пор является почетным председателем Совета ветеранов дальней авиации, а свой последний вылет совершил в возрасте 84 лет на авиашоу «Легенды авиации».

• Создание фильма «1941. Крылья над Берлином» заняло более двух лет. В период производства фильма съемочная группа совершила несколько экспедиций, в том числе: в Санкт-Петербурге, Москве, Калужской области и по всей Псковской области (в том числе в Изборске), но при этом создатели уложились в 45 съемочных дней.

• Съемки отдельных сцен картины велись под Санкт-Петербургом, вблизи города Ломоносов, в усадьбе, которая послужила декорацией для школы военных курсантов, а отдельные сцены были сняты в Кронштадте, в легендарном форте «Риф».

• По сюжету фильма для выполнения задачи, поставленной командованием, секретной группе потребовалось перебазироваться на эстонский остров Сааремаа, поэтому в фильме нередко звучит не только эстонская речь, но и эстонские народные песни.

• Кастинг на роль девушек с эстонского острова Сааремаа длился более полугода. Режиссер Константин Буслов поставил задачу задействовать настоящих эстонских актрис, что стало трудно осуществить из-за эпидемиологических ограничений, действовавших на момент создания картины. Выход нашли через привлечение к проекту молодых актрис из Эстонии, которые обучались в российских театральных вузах. Для многих из них картина «1941. Крылья над Берлином» стала дебютным проектом.

• Из-за локдауна съемки натурных сцен невозможно было снимать на острове Сааремаа в Эстонии, и было принято решено перенести их на территорию комплекса «Военфильм» в Калужской области. Художественная группа разработала и построила на территории комплекса несколько натурных декораций, чтобы воссоздать атмосферуначала войны:здание аэродрома «Беззаботное» и прилегающих к нему деревень, в том числе и для съемки с высоты птичьего полета. Художникам также пришлось проложить дорогу к месту съемок, чтобы обеспечить возможность транспортировки техники.

• Оригинальные интерьеры эстонских домов создатели картины снимали в Музее-усадьбе народа Сето (Псковская обл., д. Сигово), в котором сохранено аутентичное убранство. Сето (иногда называемые сету, сетукезы или псковская чудь) – редкая народность, родственная эстонцам.

• Некоторые сцены фильма снимались на Красной площади. Создатели фильма в течение длительного времени договаривались с Правительством Москвы и после нескольких переносов съемок сумели за один день отснять весь необходимый материал, в том числе проезд командующего авиацией ВМФ Семена Жаворонкова на ЗИС-110, военные московские переулки, а также восстановленный по оригинальным фотографиям вид Кремля, замаскированный под обычные столичные кварталы, что на протяжении всей войны дезориентировало пилотов люфтваффе и не позволило опознать с воздуха главную площадь страны, сохранить ее от разрушений.

• Исполнительница главной женской роли, ЛеонелаМантурова, более полугода занималась с преподавателем эстонского языка для подготовки к роли. Педагог-консультант также присутствовал на съемочной площадке, чтобы следить за произношением актрисы. Девушка исполнила роль русско-эстонской переводчицы в фильме.

• На протяжении всех этапов производства картины создатели фильма консультировались со специалистами. Во время подготовки сценария с режиссером были эксперты из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ, а во время съемочного периода на площадке каждый день присутствовал военно-исторический консультант, действующий летчик, ответственный за соблюдение исторической точности и даже исполнивший небольшую роль в фильме.

• Основной машиной в картине является дальний бомбардировщик ДБ-3. Однако для съемок фильма было построено не только несколько полноразмерных моделей этого самолета, но также модель И-16, знаменитый «Ишачок» (в фильме его пилотирует советский летчик-испытатель В.К. Коккинаки) и модель Ли-2 (в фильме – самолет С.Ф. Жаворонкова).

• Для съемок эпизодов внутри бомбардировщика специально для фильма была отдельно построена внутренняя часть фюзеляжа ДБ-3. Впервые в истории современного российского кинематографа такая модель была построена с тщательным соблюдением всех технических тонкостей интерьера, начиная от каждого шпангоута, рации, кислородных баллонов до масок, прикрепленных специальными шнурами.

Эта декорация была выстроена в форме огромной трубы и установлена на гимбл (специальная рама на пневмо-устройствах). С помощью этого механизма стало возможно снять сцены с участием стрелков во время вылетов – перегрузки, турбулентность, крен, пикирование, облегчения после сброса бомб.

Съемка с использованием декорации на гимбле проходила в третьем павильоне Мосфильма, однако ее установку пришлось долго согласовывать из-за опасений, что бетонный пол студии не выдержит многотонной конструкции.

• Для съемок картины реквизиторы искали и подбирали реальные архивные карты СССР. Так, в фильме на карте территорий можно заметить двойную подпись эстонского острова Сааремаа (Эзель). Эзель – одно из старинных немецких названий, которое остров носил до 1917 года.