Вооружённые конфликты в Чеченской республике 1994–1996 и 1999–2009 годов, названные в народе «первая чеченская» и «вторая чеченская» войны, унесли жизни многих молодых людей Исетского района. Нет слов, способных утешить родных и близких погибших, но наша память может смягчить горечь их утраты.

В минувший понедельник в верхнеингальской школе состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию мемориальных досок воинам-землякам Юрию Фомину и Ринату Рахматуллину, погибшим в ходе боевых действий в Чеченской республике.

Юра и Ринат дружили с детства. Оба были простыми деревенскими мальчишками, общительными, трудолюбивыми. Юра – средний из трёх сыновей, увлекался спортом, часто защищал честь школы на районных соревнованиях, участвовал в конно-спортивных состязаниях областного масштаба, мечтал после службы в армии работать в родном селе трактористом.

О том, что сына отправили в Чечню, в так называемую «горячую точку», Нурия Таштимировна Фомина узнала от его друга.

Выполняя боевую задачу по прикрытию колонны нашей техники, Юра, находясь на обстреливаемом группой дудаевских снайперов блокпосту в городе Грозном, получил смертельное ранение, а затем пропал без вести.

Тело солдата вроде бы нашли, сообщили матери. Деньги ей на поездку собирали всем селом.

– Нам сказали, что надо ехать в Грозный, получить в штабе пропуск, но дальше Моздока нас не пустили, так как там был обстрел. Пришлось вернуться, – вспоминает Нурия Таштимировна.

Как оказалось, найден был не её сын. Впоследствии тело Юрия Фомина было обнаружено и помещено в ростовский бункер вместе с другими неизвестными солдатами, где он пролежал пять с половиной лет, после чего бойцы были захоронены на Богородском кладбище города Ногинска. Пятого августа 2001 года тело Юрия перезахоронено на верхнеингальском кладбище.

– Умер он 6 января 1994 года 19-летним, а похоронен 26-летним, открыв печальный счёт погибших в чеченской кампании, – рассказывает председатель совета ветеранов Кафия Шайнуровна Фатхуллина.

Ринат мечтал стать военным. Во время прохождения срочной службы в Свердловской области он отказался от предложения командования остаться по контракту, а потом, по воспоминаниям родственников, корил себя за это.

Ринат очень тяжело переживал гибель лучшего друга. Весной 2002 года он решается поехать служить в Чечню на контрактной основе. В то время, когда каждая мать, имевшая сына призывного возраста, вздрагивала от короткого слова «Чечня».

– Мы получили от него письмо со словами «Уходим в горы, скоро домой», а потом в новостях по телевизору услышали, что машина с нашими ребятами во время зачистки территории подорвалась на фугасе. Сердце ёкнуло, но мы надеялись на лучшее, ведь после этого случая от Рината пришло ещё одно письмо. Оказалось, оно просто запоздало, – рассказывают сёстры погибшего солдата Файруза и Фаузия.

– Было ему неполных двадцать шесть лет, – со слезами на глазах добавляют родители Рината Алмат Ахсанович и Майкамал Дильмухамедовна.

– Сегодня мы склоняем головы в память о выпускниках нашей школы, погибших при исполнении служебного воинского долга, ушедших в самом расцвете сил. Их героизм и мужество всегда будут примером для подрастающего поколения, – обратился к собравшимся на митинге односельчанам и гостям мероприятия глава Верхнеингальского сельского поселения А.Г.Зиганшин.

Глава района Н.В.Теньковский выразил слова глубокой благодарности родным и низко поклонился матерям павших воинов.

Право открыть мемориальные доски предоставили вице-президенту фонда ветеранов боевых действий «Боевое единство» Евгению Муслову, заместителю вице-президента фонда Асату Ахметову, благодаря инициативе которых и состоялось это событие. Минута молчания, торжественное возложение цветов, песни о мужестве солдат, слёзы матерей… Награждённые посмертно Юрий Фомин и Ринат Рахматуллин дружили с детства, похоронены рядом, и рядом же висят мемориальные доски вечно молодым парням, любившим жизнь и не увидевшим её, не успевшим завести семей, посадить деревья, как напоминание, предостережение и пожелание того, чтобы никогда подобное не повторилось.