Земляки знают её как заботливую мать, хорошую труженицу, чистоплотную хозяйку и очень доброжелательную ко всем односельчанам женщину.

10 сентября Марфа Нефёдовна Шаляпина встретит свой 75-летний юбилей и все эти годы никуда из любимой Лобановой не уезжала.

 

Как многие её сверстники, выросла она без отца. Его призвали на фронт, когда Мане было всего лишь девять месяцев. А в 1942 году домой пришло извещение, что рядовой Нефёд Васильевич Шаляпин пропал на войне без вести. 

– Остались мы с мамой вдвоём. Конечно, нелегко ей приходилось, но тогда ведь всем было тяжело. Она никогда не жаловалась на трудности, а лишь много работала, – вспоминает Марфа Нефёдовна.

Росла она крепкой, высокой, казалась старше своих лет и, закончив четыре школьных класса, пошла работать в колхоз. Помогала взрослым сортировать на току зерно, пасла скот. Во время сенокоса гребла траву и ставила копны. Даже прицепщицей на тракторе довелось быть.

Вот так за работой быстро и повзрослела. Замуж Марфа вышла за своего же, за лобановского. 

– Родные смеялись – точно судьба. Ведь фамилия у моего Стёпана Ивановича тоже Шаляпин. Свадьбу сыграли в 1957 году, и дети один за другим пошли.

Пятерых вырастили супруги. Не смотря на большую занятость домашними и колхозными делами, каждому ребёнку хватало внимания и заботы. 

– Хорошо, что у нас бабушки были. Они-то в основном и нянчились с ребятишками. Ведь всего лишь два месяца малому исполнится, а бригадир уже в окно стучит, на работу зовёт. Свекровь моя Устинья Еваристовна тоже была дояркой и когда от тяжёлого труда уже невмоготу заболели её руки, она, чтобы никому чужому не отдавать своих любимых, ухоженных бурёнок, поручила их мне. Группа моя удвоилась, и я вручную доила всех коров. Ведь аппаратов тогда ещё не было.

Вспомнила Марфа Нефёдовна, как пешком три раза в день ходили они с товарками за пять километров на летнюю ферму. 

– Не только подоить надо было коров, но и травы-«зелёнки» для них литовкой накосить, турнепса на пашне накопать, от земли его отмыть. А если дежурная, то на сутки на выпасах остаёшься. В бак, где молоко во флягах охлаждалось, надо было лёд добавлять, заодно и скотину сторожили.

Многие годы была М.Н.Шаляпина передовой дояркой, затем телятницей, ухаживала за колхозными свиньями, овцами. И всегда её уважали за трудолюбие, за честность. Неоднократно награждалась знаком «Победитель социалистического соревнования», Почётными грамотами колхоза и райкома партии.

В одном из номеров районной газеты «Заря» за март 1976 года под фотографией молодой, красивой женщины написано: «Даже при любой трудности М.Н.Шаляпина не отступает от заведённых правил. На первое место опытная доярка ставит чистоту на рабочем месте, соблюдение трудового режима».

Более тридцати лет отдала женщина колхозному животноводству. Здесь же скотником, дояром трудился и муж. Дружная пара успевала не только с производственным заданием в срок управиться. На домашнем подворье Шаляпины тоже всегда держали много скота, постоянно занимались обустройством усадьбы. 

Трудолюбие от родителей передалось детям. Они со своими семьями живут неподалёку: Владимир здесь же, в Лобановой, Фёдор и Александра – в Бобылево, Клавдия вместе с мамой. Второго из сыновей – Ивана мать похоронила, когда ему было всего 37 лет. Пережить горе помогла забота и поддержка родных.

Почти тридцать лет как нет в живых мужа, но свой дом Марфа Нефёдовна по-прежнему содержит в идеальном порядке. Пестрит цветами палисадник, клумбы по всей ограде, покрашены заборы и ворота. Уже заканчивается август, а хозяйка набрала полную тарелку спелой садовой земляники. 

Умелые женские руки не знают покоя. Вяжет кружочки и ажурные салфетки, варежки и носки для внуков и правнуков. Когда-то ночи напролёт могла она просиживать за ткацким станком, и в результате выходили десятки метров красивых половичек, ковры. Марфа Нефёдовна и сейчас помнит, как всей семьёй пряли шерсть, затем стирали её и красили во все цвета радуги. Не один год кропотливого труда потрачено на эти яркие изделия, которые придают нынче комнатам особый уют и колорит.