Если спросить жителей других районов, с чем ассоциируется у них словосочетание «Исетский район», они ответят: двоедане, староверы.

Деревня Кирсанова, пожалуй, одна из немногих, где сохранились традиции старообрядчества. Здесь, на местном кладбище, стоит часовня, сооружённая на месте первого захоронения писателя зауральского старообрядчества, крестьянина Мирона Ивановича Галанина.

Как пишут историки, после неудачной попытки самосожжения в 1754 году «близ ирюмской деревни Вохминой Галанин скрывался с группой других старообрядцев на острове в Бахметских болотах (Тюменский уезд), в бывших кельях старца Авраамия (Венгерского). Здесь арестован и находился в сибирских монастырях. В 1758-м его перевели в Екатеринбург и поместили в Мельковский (Заречный) острог, а около 1760-го вновь доставили в Тобольск. В начале царствования Екатерины II, в связи с изменением политики правительства по отношению к расколу, Галанин был освобождён, вернулся на родину, на реку Ирюм. В 1782–83-м Галанин являлся одним из организаторов массовых антицерковных выступлений зауральских крестьян-старообрядцев и был арестован вторично, затем освобождён. Благодаря своему мужеству, стойкости, организаторскому и писательскому таланту Галанин пользовался огромным авторитетом среди крестьянских староверческих общин Зауралья».

Староверы, жившие в Приисетье, относили себя к так называемому «беспоповскому часовенному согласию». Они сами выбирали себе духовного руководителя. Он должен был быть грамотным и уважаемым человеком, чаще всего это были почтенные старцы. В своё время духовным наставником был и Мирон Галанин.

В одной из своих книг он описал жизнь односельчан-единоверцев. В «Письме Стефану Тюменскому» Мирон Иванович написал: «Много было горя, когда я находился в городе Тобольске: кругом люди веры с нами не одной, как лютыя восставали звери на нас в Знаменском монастыре при Пятницкой церкви, томили в оковах нас со иноком Иоакимом дважды, все у лица было увещевание, дабы нам принять новые обряды Никониянские. И еще были разныя пытки, которыя устроены при монастырских келиях. В етом же монастыре Знаменском находился первый наш подвижник и страдалец за истинную веру протопоп Аввакум. Здесь он служил службу по старопечатным книгам три года.

…Видел и те монастырския темницы, где томили и морили нашего страдальца инока Авраамия и священника Симеона; священника заморили голодною смертью. …И нас тоже прикавывали к колоткам на железные цепи за неприятие новоизданных книг и порядков. …С 1744 года мы платили оклад за веру; с 1752 года законом нам приказано было носить особое платье и со знаками; все ето мы с терпением пережили. Когда настало время тишины с воцарением императрицы Екатерины Второй, с 1762 год(а) нам дарована свобода, с 1764 года отменён двойной оклад за веру, разрешено всем крыющимся християнам возвратиться на родину; и мне, грешному и недостойному, сподобил Господь пользоваться милостию царицы Екатерины, и свободили меня на свободу из Тобольских казематов монастырских. …Теперь радость – молимся открыто. Был совет на Бешкиле строить часовню».

Мирон Иванович Галанин умер 210 лет назад – в июне 1806 года. Каждый год в Кирсанову приезжают те, кто хранит память о писателе-старовере, на поклонение приходят жители деревни, называющие деревянное строение «Часовня святого Миронушки».

Во вторник, 7 июня, на кирсановском кладбище собрались жители деревни и гости из райцентра – сотрудники краеведческого музея имени Анатолия Лаврентьевича Емельянова, члены творческого объединения «Родник», настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери отец Вадим, – чтобы почтить память Галанина, вспомнить его жизненный путь, помолиться. Писатель из Тюмени Максим Леонтьевич Осколков, наш земляк, тоже приехал в Кирсанову и подробно рассказал собравшимся об истории старообрядчества в Приисетье.

Библиотекарь из Красново Павлина Алимпиевна Чащилова рассказала о книге «Гарь» Глеба Пакулова, повествующей о религиозном расколе в России XVII века, о его смысле и о людях, в него вовлечённых.