Недавно в народном краеведческом музее им. А.Л. Емельянова состоялось открытие выставок талантливых мастериц из Тюмени.

Витрины украшают красивейшие изделия на тему «Волшебный мир славянских кукол» Ольги Петрушенко.

Ольга Сергеевна по образованию экономист, вся трудовая деятельность связана с банковской сферой. В 2013 году случайно попала на мастер-класс по традиционной кукле в Тюменский дом ремёсел. Смастерила девочку из лыка Филипповку – покровительницу рукодельниц, которая стала её оберегом. С тех пор Ольга не представляет свою жизнь без этих милых изделий. Она участница фестивалей «Абалакское поле», «Стёжки-дорожки», «Ладья», «Невский ларец» и других.

– Вот интересный экземпляр из моей коллекции – кукла называется «Колесо женской судьбы». Она состоит из шести кукол и описывает весь жизненный цикл женщины. Сначала это девочка с косичками, бантиками, потом невеста в подвенечном платье. Следующий этап – замужняя, беременная женщина, потом мама с малышами, далее хозяйственная, вся в делах и завершает бабушка с внуками, – делится мастерица.

Специалист районного краеведческого музея Ольга Латышева рассказала об истории появления славянской куклы, её разнообразии и значении.

Вторая выставка «Лоскутная сказка» тюменского клуба лоскутного шитья «Матрёна» посвящена уникальным изделиям, выполненным из ткани.

Клуб создан 26 ноября 2009 года при «Центе прикладного творчества и ремёсел». Руководителем и создателем стала Марина Анатольевна Главатских. Художник по образованию, она к этому времени уже 10 лет занималась лоскутным шитьём и решила приобщить к любимому занятию и других женщин. Помогали ей в создании клуба Людмила Шатохина и Ольга Некрасова. Долго искали русское коренное, образное «тёплое» и домашнее имя клубу. И нашли. Матрёна означает зрелая, опытная искусная мастерица, она мудра и гостеприимна, всегда готова не только попотчевать гостей, но и поделиться с ними творческими идеями. Клуб объединил 15 женщин разного возраста и профессий, национальностей и социального статуса. Всех их вместе собрала любовь к текстилю, творчеству.

Особенный интерес вызывают у рукодельниц общие работы клуба, в которые каждая женщина вносит вклад, шьёт свой блок, вкладывает душу в общее дело. Первое время было трудно разобраться и определиться в море всевозможных техник, но мастерицы выбрали истинные русские традиции лоскутного шитья. Цвет, орнамент, незатейливый узор из полосок, треугольников и квадратов. Работы мастериц клуба узнаваемы, и названия говорят о любви к России и народному творчеству: «Сронила колечко», «Стёжки-дорожки», «Русский пир», «Символы России» и другие.

Члены клуба показывали свои работы в ялуторовском музейном комплексе, в исетском музее, побывала эта выставка и во Франции. Ежегодно в Тюменском музее изобразительных искусств «Матрёна» проводит праздник клуба «Посиделки у Матрёны» с демонстрацией своих изделий и с приглашением других творческих клубов.

Сейчас руководителем является Елена Егорова. Женщина рассказала о представленных работах:

– Здесь мы решили сшить свои автопортреты. Как себя видим и ощущаем. А это коллективный проект из 141 блока, размер полотна 240 х 300 сантиметров. Изразцы сшиты вместе, работали 65 участниц, самой юной десять лет, а старейшей – 84 года. Эти знаменитые работы ездили в Суздаль на фестиваль. Тут отражена тема любви. Здесь ремёсла, праздник. Работа, которая была в Париже, – «Моя бабушка и её ковёр».

Заместитель директора «АУ Культура и молодёжная политика» Ксения Бабушкина поблагодарила гостей за выставку, за атмосферу забытых ремёсел и их возрождение, за творчество, неиссякаемую энергию и вручила благодарственные письма.

Участники встречи смогли попробовать свои рукодельные таланты в мастер-классе – «Кукла-благополучница».

– Все мои работы любимые, в них вложена душа. Кукла традиционная, поэтому что-то добавить от себя невозможно. Есть только те, что с личиком, они считаются игровыми. Также я изготавливаю ёлочные игрушки из ваты. Смешиваю её либо с клейстером, либо с клеем ПВА, на готовый каркас наматывается материал, потом раскрашиваю. Изготовить голову сложнее, слепить мелкие черты лица трудно. Я делаю слепки в глину, а потом оттиски. Детям тоже интересно наблюдать за процессом, участвовать, – рассказывает Ольга Петрушенко.