В минувшую пятницу в верхнеингальском Доме культуры прошла необычная встреча: в село с национальной особинкой пожаловали гости со всего района – представители райсовета ветеранов и члены творческого объединения "Родник".

Тепло и радушно встретили хозяева дорогих гостей, преподнесли национальное блюдо чак-чак.

Председатель верхнеингальской ветеранской первички Кафия Шайнуровна Фатхуллина познакомила гостей с историей сибирских татар. В Сибирь из Приуралья шли племена гуннов, из Прииртышья – кипчаки, они и способствовали образованию этого народа.

– А формированию татар Ялуторовского и Исетского районов помогли башкиры. В конце XIV века в Сибирь пришла исламская религия, её символ – зелёный цвет. Цветок тюльпан (ляля чэнэге) как символ возрождения, его изображали в виде орнамента, – рассказывает Кафия Шайнуровна. – До XIX века татары сами ткали, вязали из овечьей шерсти, катали валенки. Одежду шили из домотканого материала, женщины носили длинное платье с оборкой. Яркие ленты и оборки на подоле, рукавах, у горловины означали охрану от злых сил. Часто татарки надевали вышитый фартук с оборками и крылышками, пожилые женщины поверх платья надевали камзол с длинными рукавами, украшенный серебряными бляшками, а молодые девушки – короткий камзол без рукавов, который называли курткой или жилетом.

Мужья татарок не жалели деньги на украшения своим жёнам, жадность для них была делом постыдным. Женщины скрывали свои виски, поэтому на голову надевали головной убор – калфак, вышитый бисером, золотой или серебряной нитью. Часто поверх калфака накидывали вышитый платок. Грудь украшали нагрудником хасите, украшенным драгоценными камнями, а под мышкой носили амулеты – мешочек с молитвой. В уши вдевали красивые серьги из тонкой проволоки, куда вставлялся драгоценный камень. По нашему обычаю татарки должны скрывать руки и ноги, поэтому надевали широкие длинные шаровары, завязанные на щиколотках шнурками. Обували ату-читек-итек из мягкой кожи с орнаментом. Наши прабабушки ходили в ату с загнутым носком, чтобы при ходьбе не помять растительность. Девушки носили на запястьях узкий браслет, пожилые – толстый. Вместо ленты для волос использовали чулпы с монетами, парни узнавали приближение девушки по её звону. В холода носили такья – шапку с мехом.

Мужчины ходили в удлинённой рубахе, поверх которой надевали жилет, на ногах – ату без орнамента, а на голове тюбетейка, в будни без узоров, а в праздники с ним.

– Мы сохранили свою культуру, обычаи и традиции, родной язык. В Исетском районе было всего две татарские деревни – Бишкен – Юрты и наша Югары Егэнле – Верхний Ингал. Во второй половине XX века Юрты была ликвидирована как неперспективная, жители переселились в Шорохово, а наше село живёт и процветает, здесь остаются молодые семьи, строят дома, ведут хозяйство, соблюдают национальные традиции, обряды и праздники, – рассказывает Кафия Шайнуровна.

Женщина вспомнила и о самых любимых и известных праздниках татар.

Подробнее о встрече читайте в газете "Заря".