Казалось бы, совсем недавно завершилась конференция первого доклада «От хобби – к научным открытиям», а представленные школьниками идеи по развитию района, туризму и истории уже воплощаются в жизнь.

Пять разных направлений, более 25 участников, строгое, но справедливое жюри и темы, которые волнуют подрастающее поколение.

В текущем году наш район отпразднует своё 100-летие. Одна из секций конференции была посвящена этому событию и людям, прославившим Приисетье, воинам и труженикам.

Софья Трофимова из четвёртого класса рассветовской школы подготовила материал для экспозиции школьного музея «ООО «Эвика-Агро: вчера, сегодня, завтра».

– В Исетском районе в селе Рассвет располагается один из самых масштабных и перспективных животноводческих комплексов – ООО «Эвика-Агро» на 1800 голов скота с цехом по производству комбикормов. Здесь созданы все условия для хорошего содержания животных, роста производства, сотрудникам предоставлены комфортные условия труда, возможность профессионального роста. На данном предприятии ветеринарным врачом работает моя мама — Екатерина Владимировна Трофимова. Я ей горжусь, – рассказывает девочка.

Одноклассница Софии Маргарита Буракова рассказала о Людмиле Николаевне Кубасовой — первом директоре школы села Рассвет. О трудовом пути, о строительстве школы под её руководством. Людмила Николаевна возглавляла колхоз, потом сельскую администрацию, была активным деятелем во многих вопросах, в составе делегации посещала Кубу, Германию, Нижнюю Саксонию, возглавляла местную ветеранскую организацию, награждена множеством грамот и медалей. 5 ноября 2021 года Людмила Николаевна Кубасова ушла из жизни.

Восьмиклассницы Самал Сапакова и Любовь Токмакова из Архангельского придумали, как сделать свою школу узнаваемой. Девочки разработали эмблему, для этого провели опрос, собрали элементы, напоминающие о школе, узнали её историю.

Третьеклассница рассветовской школы Юлия Зеленина изучила трудовую династию водителей Зелениных.

– Моего папу зовут Алексей Сергеевич. Недавно я узнала, что он принадлежит к династии водителей Зелениных. Когда профессия передаётся от отца к сыну, от старшего брата к младшему, тогда вся семья живёт одним общим делом и может с честью именовать себя династией. Я горжусь тем, что мои предки – это трудолюбивые, преданные своему делу люди. Общий трудовой стаж всех членов нашей династии составил более 243 лет. Все водители Зеленины награждены Почётными грамотами, Благодарственными письмами, – делится Юля.

Тему Великой Отечественной войны затронула второклассница первой райцентровской школы Вероника Коротаева. Школьница придумала настольную игру «Герои Исетской земли», благодаря которой можно легче запомнить тех воинов-земляков, которые ковали Победу.

Пятиклассница Мария Гусева из Бархатово также рассказала об участниках Великой Отечественной. Она решила узнать, кто из её предков рисковал жизнью ради мирного неба над головой. Девочка собрала сведения о родственниках, которые защищали Родину, и тех, кто в тылу им помогал.

Исследовательская работа пятиклассницы Алины Ихсановой из Верхнего Ингала называлась «Трудовой путь ветерана труда».

– Работа посвящена моему дедушке Ильясу Алимчановичу Ихсанову, ветерану труда, который проработал 42 года, не покладая рук на благо своей Родины, начиная с колхоза «Ленинский путь» и до выхода на пенсию с АО «П/х «Заречный», – говорит школьница.

Семиклассница верхнеингальской школы Елена Аминова познакомила зрителей с темой «Торговая лавка купца Ю.Тубаева как архитектурная достопримечательность». Школьница рассказала, что в старой части села Верхний Ингал есть старинное двухэтажное каменное здание, которое привлекает к себе внимание необычным и красивым фасадом. Елена изучила историю торговой лавки и нелёгкую судьбу её хозяина.

Гуманитарное направление также привлекает школьников.

Алексей Иванов из восьмого класса архангельской школы интересуется историей. Его тема «Возникновение прозвищ династии Романовых» вызвала интерес.

Третьеклассник Тимофей Луценко из Кировского решил сочинить свою волшебную сказку.

– Многие люди любят произведения о чудесах, и я не исключение. Когда читаешь или слушаешь сказку, проживаешь целую жизнь, полную приключений, опасностей. Нравится не только читать и слушать сказки, но и сочинять, но не всегда это получается, – признался мальчик.

Семиклассница кировской школы Екатерина Слуцкая разбиралась в проблемах сквернословия среди подростков своей школы. Девушка считает, что подростки, используя в речи бранные слова, считают это признаком взрослости, пытаются таким образом самоутвердиться. Для того, чтобы эта привычка не стала нормой жизни, нужно вовремя всем остановиться, помолчать, прислушаться друг к другу, ведь в нашем мире столько всего прекрасного. А в школе, в семье, в средствах массовой информации нужно уделять больше внимания этому вопросу. Также Екатерина предлагает создать инициативную группу из числа одноклассников и провести серию мероприятий: беседы, акции, анкетирование на эту тему.

Прикладным творчеством занимались ещё наши бабушки, отрадно, что и нынешняя молодёжь тоже интересуется вязанием, шитьём, рукоделием.

Алёна Иванова из седьмого класса архангельской школы, как её мама и бабушка, хочет научиться владеть спицами, крючком, создавать вещи своими руками.

Второклассница второй райцентровской школы Светлана Дубинина решила сшить мокасины. Девочка интересуется индейцами, их историей и обычаями. После изучения технологии изготовления, материалов и особенностей климата у школьницы получились отличная обувь.

Кира Никитина из четвёртого класса второй исетской школы увлекается ландшафтным дизайном. На приусадебном участке своей семьи вместе с мамой она создала настоящую сказку. Но для этого ей пришлось исследовать особенности грунта, сочетание растений и их правила посадки. Школьница выбирала семена, сеяла цветы, высаживала рассаду, любовалась результатом работы.

Отряд ЮИДД первой исетской школы «Клаксон» в составе Ксении Бондаренко, Александра Волощука и Мирославы Макаровой разработали настольную игру по правилам дорожного движения «Безопасный маршрут». Она представляет собой поле в виде карты с дорожной разметкой и маршрутом движения пешехода от определённой улицы до школы. По пути следования встречаются поликлиника, шиномонтажная мастерская и другие. Таким образом, дети повторяют правила дорожного движения, проигрывают и разбирают ситуации, в которые они могут попасть на дороге.

Популярным было направление «Естествознание и ЗОЖ». Девятиклассница рафайловской школы Валентина Бутуева выбрала тему: «Чай и здоровый образ жизни». Она изучила историю происхождения этого напитка, выявила полезные свойства и составила свои рекомендации.

Одноклассница Валентины Анастасия Солобоева провела исследование по экологии своего жилья. Школьница измеряла относительную влажность воздуха, естественную освещённость, температуру воздуха, химическое загрязнение и другое. Она пришла к выводу, что её семья проживает в экологически благополучном доме.

Изучала мир динозавров второклассница второй исетской школы Алиана Дауткулова.

– Я заинтересовалась ими с трёх лет. Мне очень нравилось рассматривать яркие и необычные картинки, а как только я научилась читать, то сразу начала подробнее изучать этих удивительных животных. Мне стало любопытно, кто жил много миллионов лет назад до человека, как и почему такие разные, что на это влияет, – рассказывает Алиана. – В результате исследования наша гипотеза подтвердилась: на размер динозавров повлияли благоприятные климатические условия мезозойского периода, а именно влажность, солнце, насыщенность кислорода и изобилие пищи.

Шестиклассница архангельской школы Алина Иванова рассказала о визуальных иллюзиях, как средстве тренировки зрения. На основе изученного материала она предложила комплекс упражнений для тренировки зрения у подростков.

Соня Пермякова из девятого класса шороховской школы выбрала тему «Красное, жёлтое, зелёное – какое выбрать?». Её исследование посвящено яблокам. Проведя большую работу, опыты, анкетирование, проанализировав химический состав, школьница выяснила, что все фрукты имеют целебные свойства. Чтобы разнообразить меню и чередовать полезные качества, желательно есть зелёные, жёлтые и красные сорта попеременно.

Пятиклассницы из Шорохово Катя Фомина и Настя Шорохова проводили сортоиспытание спаржевой фасоли в домашних условиях.

– Испытуемые сорта «Мраморная», «Аллюр» и «Мечта хозяйки» заслуживают высокую оценку по внешнему виду и урожайности, поэтому мы их рекомендуем для выращивания, – делятся девочки.

Юлия Ягодина из четвёртого класса красновской школы исследовала воду и её изменения.

– В ходе работы я изучила свойства воды, провела ряд экспериментов и выяснила, что вода меняет своё состояние под воздействием температуры. Также я узнала, как происходит круговорот воды в природе и создала его наглядную модель в домашних условиях, – объяснила Юлия.

Единственным участником направления информационных технологий стал семиклассник слободабешкильской школы Арсений Кузичев. Он узнал, как «оживают» рисунки и создал свой первый мультфильм.

Интересные, разноплановые работы, блестящая защита и уже подведены итоги.

В направлении «Прикладное творчество» первое место поделили Светлана Дубинина и Кира Никитина. На втором – отряд ЮИДД «Клаксон», на третьем – Алёна Иванова.

Направление «100-летие Исетского района (краеведение и туризм)» первыми стали Софья Трофимова, Юлия Зеленина и Мария Гусева. Вторыми – Самал Сапакова и Любовь Токмакова, Маргарита Буракова, Елена Аминова. Третьими – Вероника Коротаева и Алина Ихсанова.

В направлении «Естествознание и ЗОЖ» лучшими признаны девочки из Шорохово Катя Фомина и Настя Шорохова, Соня Пермякова. Они будут защищать свои работы на областном уровне. Второе место заняли Алиана Дауткулова и Валентина Бутуева. Третье – Юлия Ягодина, Алина Иванова, Анастасия Солобоева.

В гуманитарном направлении лучший – Тимофей Луценко, на втором месте – Екатерина Слуцкая и на третьем – Алексей Иванов.

Поздравляем ребят и желаем новых свершений.